Сломанная логистика: хлеборобы РК и РФ столкнулись с одинаковыми проблемами
Рекордный урожай в Казахстане, более 20 миллионов тонн, позволил увеличить экспорт зерна в соседние страны в 1,5 раза. По качеству тоже нет проблем, эксперты уверяют, что прошли по всем стандартам на Европу, Китай, Иран, не говоря уже о Центральной Азии. Казалось бы, есть повод для радости, но аграрии столкнулись с другими проблемами — это сломанная логистика.
Профессионалы отрасли пока не понимают куда двигаться, и какими маршрутами вывозить зерно, к тому же возник катастрофический дефицит подвижного состава, особенно зерновозов. Ответы на эти вопросы представители агросферы пытались найти на Международной зерновой конференции в столице Казахстана.
Гульмира Абишева, генеральный директор Baltic Control Kazahstan:
— Мы являемся сюрвейерской компанией в Казахстане по подтверждению качества, количества, безопасности зерновых, масличных, бобовых культур и продуктов их переработки, экспортируемых из РК. Сейчас главная проблема — недостаток вагонов и логистика. Украинский кризис сильно влияет, удорожание большое. Все у меня спрашивают, перегружен ли из-за этого порт Актау, могу сказать, что нет, пока мы этого не почувствовали. Что касается качества зерна — оно пестрое, очень большой разбег между клейковиной. Если прошлый год мы в основном грузили 28-30 клей, то в этом году клейковина от 23 до 30. И в этом году будет присутствовать четвертый, пятый класс, в прошлом году его не было. По ячменю качество очень хорошее, мы проходим тоже на все рынки. Страну более чем насытим, если мы собираем сейчас 14 миллионов тонн, семь миллионов идут на экспорт и остального на внутреннее потребление более чем достаточно.
Азамат Кожиров, коммерческий директор ТОО «Актауский морской северный терминал»: — Мы осуществляем деятельность в порту Каспия в Казахстане по перевалке зерновых грузов. Проектная мощность три миллиона тонн в год из них 1,5 зерновые и столько же генеральные контейнерные грузы. У нас в основном логистика связана с портами Каспийского моря, а именно северные порты Ирана. В основном из грузов около 70 процентов зерновые культуры — ячмень и пшеница.
Мы видим, что планируется большой объем зерновых культур, готовимся на текущий сезон отправить порядка полумиллиона тонн. Анализируем, смотрим политическую ситуацию. У клиентов проблемы связаны с малым количеством вагонов, железнодорожным переходом из Казахстана в Россию. Перед началом маркетингового сезона отгрузки зерновых еще в августе месяце мы понимали, что у клиентов планы большие. И при этом возникал вопрос по нехватке судов. Практика показала, что у нас на текущий момент на рейде в порту Актау стоят восемь судов под погрузку зерновых культур, а вагонов не хватает. Связано это, я думаю, с перебросом части вагонов на Китай и Центральную Азию, мы ожидаем вагоны из России в ближайшее время, и там уже будет видна положительная динамика.
Атай Ульфатулла, представитель торговой палаты Афганистана на территории Казахстана:
— У нас в стране очень сильно не хватает пшеницы, особенно на западе Афганистана. Я пока не нашел ответы на свои вопросы, казахстанские компании не могут предоставить вагоны, чтобы отправить товар. Нам говорят подождать в течение десяти дней и там уже предложат какой-то выход.
Алексей Ханьжин, руководитель отдела экспорта ООО «Новосибирская продовольственная корпорация:
— Мы давно работаем с Казахстаном. Надеемся, что Казахстан и дальше будет экспортировать свою продукцию и будет неким путем для нашего зерна за рубеж. У нас в России тоже хороший урожай, что оказывает давление на цены, соответственно, сейчас пока не очень хорошо себя чувствуют фермеры. Потому что цена продажи зерна близка к себестоимости производства. Так что надеемся, что Казахстан начнет активно экспортировать зерно дальше и это поможет всему нашему региону. Сейчас рынок приобретает более цивилизованную форму, вступил запрет на вывоз зерна автомобильным транспортом. Мы как раз за то, чтобы отгружать объемы по железной дороге, где они будут четко прослеживаться и это должно повлиять на стабилизацию цен. Сейчас как рынок устаканится и включатся контрольные функции, то все встанет на свои места.
Наталья Ежова, менеджер отдела продаж компании ЕТО:
**— Мы предоставляем услуги в сфере железнодорожной логистики. У Казахстана ровным счетом такие же проблемы, как и у нас — большой урожай, нарушение логистики. У нас все станции перехода очень быстро забиваются в связи с тем, что большой поток, и он устремляется в это узкое горлышко, потому что ехать особо больше некуда. Стоят вагоны, они в ожидании отправки, к тому же, происходит нарушение сроков доставки. Мы думали, что такая проблема только в России, учитывая военный конфликт, но видим, что Казахстан тоже с этим столкнулся: задержки отправок, большие простои на сортировочных станциях. Получается, не хватает тяговой силы по всей сети железных дорог.**
Булат Танатов, заместитель директора «Альта и К»:
— Сейчас у нас начались активные продажи на Узбекской товарно-сырьевой бирже. Покупатели Узбекистана заинтересованы в приобретении пшеницы, муки и других сельскохозяйственных товаров, благодаря тому, что биржа предоставила скидку своим импортерам по железнодорожному тарифу. Если покупатели из Узбекистана приобретают пшеницу через биржу, то они оплачивают внутренний тариф при перемещении вагонов по территории Узбекистана. Если они приобретают товар вне биржи, тогда они оплачивают импортный тариф и это существенно сказывается на разнице. Наша задача рассказать, что мы получили статус официального представительства этой биржи в Алматы и помочь свести продавцов из Казахстана с покупателями из Узбекистана. Биржа выступает гарантом того, что обе стороны исполнят свои обязательства по сделке.
Сергей Потапов, генеральный директор компании ТОО “Витерра Казахстан”:
*— Здесь собрались профессионалы из отрасли, чтобы найти ответы на вопросы. Вообще, сельхозтоваропроизводители свою работу делают хорошо. Дальше свою работу должны делать профессиональные посредники, другие участники рынка, в том числе владельцы инфраструктуры. Сейчас важно решить вопрос с логистикой, все остальное, в принципе, решаемо.*